С первого дня появления фотографии, у фотографов возник вопрос, как
производить съемки панорам. В аналоговой фотографии, основанной на
химических процессах проявки плёнки и фотографий, имеются три самых
известных способа создание панорамных фотографий.
Первый: применение сверхширокоугольных объективов
с соотношением сторон кадра 2:1 и более. Этот способ не сложный и
достаточно не дорог, однако получать круговую панораму на все 360° этим
пособом не возможно. К сожалению сверхширокоугольный объектив производит
искажение фотографии, и избавиться от этого эффекта, никак невозможно.
Второй: устанавливаем фотоаппарат с обычным объективам на штатив,
штатив обязательно должен быть оборудован поворотной головкой. Благодаря
этой головке угол поворота фотоаппарата на штативе изменяется с
определенным шагом. Потом полученные фотографии склеиваются в одну
панораму. Шаг поворота, естественно выбирается меньшим, чем угол,
охватываемый вашим объективом, изображения на всех кадрах снятых для
вашей панорамы «пересекаются» примерно на 10—15%, что обеспечит вам
точную стыковку при склеивании. Преимущества второго способа перед
первым в его дешевизне и возможности создания фотографии охватывающей
все 360°. Недостатки — время затраченное на создание таких панорам, а
также не возможность скрыть места перехода от одного снимка к другому
(эту проблему мы обязательно обсудим подробно при рассмотрении создания
панорамы при помощи цифровой камеры).
Третий: использование сложной специальной оптической системы с
вращающимся вокруг своей оси объективом или же с вращающейся насадкой к
нему. Каждый такая панорамная фотография занимает при такой съёмке на
фотоплёнке один кадр (конечно, этот кадр очень длинный). Съемка такой
панорамы происходит достаточно быстро, фотопанорамы получаются очень
реалистичными, но есть и минус, специальное оборудование для такой
съёмки черезвычайно дорогое и громоздкое. Когда царила плёночная
фотография, панорамы были не частым видом съемок. Фотограф должен был
иметь при себе для съемки качественной панорамы штатив со специальной
головкой, или заниматься сложной склейкой кадров. Места занимали такие
фотографии много. Чаше всего использовали панорамную съёмку
профессионалы, и увидеть панораму можно было или на фотовыставке или на
разворотах журналов.
Панорамная фотография становится доступнее
Когда появились цветные сканеры и принтеры с фотореалистичным
качеством печати, необходимость в ножницах и клее при создании панорамы
отпала. Достаточно отсканировать снимки, состыковать их в графическом
редакторе и распечатать на принтере, предварительно зарядив в него
длинный рулон бумаги. Однако подлинная революция в этом деле свершилась
при появлении цифровых камер с функцией панорамной съемки, сделавших
необязательным использование штатива.
Фотограф держит в руках цифровую фотокамеру и делает первый снимок
панорамы. Затем он немного поворачивается вправо вокруг своей оси и
выбирает положение камеры для следующего снимка. При этом встроенный
TFT-дисплей цифровой фотокамеры выполняет функцию видоискателя. Поверх
наблюдаемого в данный момент времени изображения в левой части дисплея
накладывается кусочек предыдущего снимка. Фотограф должен разместить
камеру таким образом, чтобы эти два изображения слились в одно, т.е.
прекратилось «двоение» (эта процедура внешне очень схожа с наводкой на
резкость в дальномерных пленочных аппаратах типа «ФЭД» и «Зоркий»). При
наличии определенного опыта совмещение изображений осуществляется легко и
быстро, его точность такова, что снимки могут быть «склеены» в панораму
автоматически внутри фотоаппарата. Если ваша цифровая камера оснащена
видеовыходом, то можно сразу же после съемки «прокрутить» полученную
панораму на экране телевизора.
Конечно, для панорамной съемки цифровой камерой применимы все те же
методы, что и для пленочной камеры, и им присущи все те же проблемы,
однако только цифровая фотография позволила реализовать панорамную
съемку описанным выше удобным способом. Теперь обычный фотолюбитель при
помощи умещающейся в кармане камеры может без штатива снять круговую
панораму местности во время экскурсии, пока его туристическая группа
остановилась возле достопримечательности.
Развитие компьютерных технологий решило проблемы хранения и
демонстрации панорамных снимков. Не нужно самому делать фотоальбом
нестандартных размеров — все хранится на компьютерном носителе
информации, например на CD-R. Не нужно искать место на стене квартиры —
панорама демонстрируется на экране дисплея. Вы выбираете посредством
прокрутки интересные вам фрагменты и подробно рассматриваете их.
Панорамные снимки можно разместить в Интернете, и тогда посетители
вашего сайта смогут совершить своего рода экскурсию по виртуальному
пространству. Электронная коммерция дала мощный толчок интересу к
панорамным снимкам. В некоторых областях панорамные снимки особенно
важны, например если вы торгуете (в том числе через Интернет)
недвижимостью или туристическими путевками.
Практические рекомендации по съемке
В современных цифровых камерах есть специальный режим панорамной
съемки, при котором автоматически устанавливаются параметры, оптимальные
для этого жанра фотографии. Однако это не означает решения всех
проблем.
Для панорамной фотографии очень важно правильно выбрать место и
момент съемки. Неприемлема для съемки такая ситуация, когда солнце то
быстро появляется, то прячется за тучи, поскольку в результате кадры
панорамы будут сняты с разными условиями освещенности. На краях каждого
кадра в момент съемки недопустимо наличие движущихся объектов. Положение
фотографа должно быть устойчивым, он должен находиться на ровной,
строго горизонтальной поверхности. Другими словами, не следует делать
панорамные снимки, взобравшись, например, на камень (кстати, это и
небезопасно — совмещать текущий снимок с предыдущим, одновременно
пытаясь сохранить равновесие).
Очень некрасиво выглядят панорамы, у которых на соседних кадрах
различается фокусировка. Поэтому при панорамной съемке автофокус следует
отключить. Большинство панорам делается на природе, так что достаточно
переключить камеру в режим фокусировки на бесконечность. Если же вы
делаете панорамную съемку комнаты или внутреннего дворика здания, то
следует использовать ручную фокусировку, причем ее установка должна быть
единой для всех снимков панорамы.
При использовании для панорамной съемки фотоаппарата с зум-объективом
выбор фокусного расстояния зависит от творческого замысла фотографа.
Следует, однако, иметь в виду, что чем больше угол зрения объектива, тем
сильнее он искажает перспективу. Эти искажения проявляются на панораме
как сильный изгиб прямых линий на стыках кадров. Поэтому для достижения
высокого качества изображения на панорамных снимках предпочтительнее
устанавливать большее фокусное расстояние зум-объектива. Увы, при этом
панорама будет состоять из большего числа кадров, и соответственно
съемка станет более долгой и трудоемкой. Выбор разумного баланса между
качеством склейки кадров и скоростью съемки приходит с опытом. Поскольку
изгиб линий особенно неприятно выглядит при съемках архитектурных
сооружений, рекомендуется для них устанавливать большое фокусное
расстояние. А для съемок пейзажей есть смысл уменьшать фокусное
расстояние, тогда искажения перспективы будут не так заметны. Впрочем,
существуют методы борьбы с искажениями перспективы, позволяющие сложить
высокачественную панораму из небольшого числа кадров, снятых
широкоугольным объективом.
Форматы для представления панорамных снимков
Хотя для ознакомления с результатами съемки камера самостоятельно
склеивает кадры в панораму и демонстрирует ее фотографу на своем
миниатюрном встроенном дисплее, в компьютер панорама передается в виде
набора кадров, поскольку окончательная «чистовая» склейка осуществляется
уже на нем.

Панорама как набор графических файлов в формате JPEG
В качестве основного формата для представления панорамных изображений
в Интернете обычно используется QuickTime VR. Его основными
преимуществами являются независимость от платформы, а также возможность
просмотра с помощью программы QuickTime, которая установлена почти на
каждом компьютере. Именно в этом формате представляют результаты своей
работы утилиты склеивания панорам, входящие в комплект поставки цифровых
камер. Однако QuickTime VR изначально создавался для решения более
общей задачи — представления сложных виртуальных миров в условиях
ограниченной пропускной способности каналов связи, лежащих в основе
Интернета. Соответственно в нем все подчинено цели максимально сильного
сжатия информации, поэтому панорамы, представленные в формате QuickTime
VR, не могут порадовать высоким качеством картинки.
Более высокое качество обеспечивает формат IVR, однако пока он мало
распространен, и посетителю сайта придется скачивать plug-in к броузеру,
который потом ему вряд ли потребуется для иных нужд. Так что вопрос о
создании формата для представлении панорамных снимков в Интернете все
еще остается открытым. А пока совместить качество изображения и простоту
просмотра можно, представив панораму в виде JPEG-файла в отдельном окне
броузера. Посетитель будет просматривать ее путем самой обыкновенной
прокрутки.
Программное обеспечение для создания панорам
Создание реалистично выглядящей панорамы из набора снимков требует
применения очень сложных алгоритмов обработки изображений. Производители
цифровых камер, стремясь к снижению общей стоимости своей продукции,
комплектуют их простейшими программами «склейки» панорам. Такие
программы позволяют лишь ознакомиться с соответствующими возможностями
фотоаппарата, а для серьезных занятий фотографией нужны
специализированные приложения, например Ulead Cool 360 и Photo Vista.
Программа Ulead Cool 360 позволяет создавать панораму из набора
снимков и сохранять ее в одном из нескольких графических форматов, в том
числе в собственном формате UVR или же в формате QuickTime VR.

Программа Ulead Cool 360 1.0
Качество склейки можно оценить на «удовлетворительно» — оно
значительно выше, чем у утилит, прилагаемых к цифровым камерам, но
вместе с тем на готовом изображении можно, внимательно присмотревшись,
различить границы кадров. Ulead Cool 360 осуществляет автоматическую
склейку панорамы, однако пользователь может вмешиваться в этот процесс.
Иногда такое вмешательство просто необходимо, поскольку Ulead Cool 360
не умеет выравнивать освещенность соседних кадров. Увы, развитие Ulead
Cool 360 остановилось на уровне версии 1.0, выпущенной еще в 1999 г. (и,
кстати, до сих пор полной всевозможных «багов»), а с тех пор цифровая
фотография сделала огромный рывок вперед. Trial-версию Ulead Cool 360
можно найти на сайте производителя www.ulead.com, ею можно бесплатно
пользоваться в течение 15 дней.
Наилучшее качество склейки дает программа Photo Vista, разработанная
компанией MGI. Это приложение позволяет формировать панорамы в форматах
JPEG, BMP и IVR. При грамотном использовании программы места склейки
кадров совершенно не заметны. Искажения перспективы почти полностью
компенсируются даже при использовании широкоугольных объективов, также
становятся почти незаметными различия в освещенности в кадрах, связанные
с изменениями условий в процессе съемки. К недостаткам программы можно
отнести ограниченные возможности вмешательства в процесс склейки, а
также отсутствие поддержки формата QuickTime VR. На момент написания
статьи Photo Vista версии 2.0 была доступна на сайте производителя
www.mgisoft.com. Photo Vista распространяется по принципу shareware.
Рассмотрим ее возможности поподробнее.
Photo Vista 2.0
Перед созданием панорамы нужно «сообщить» программе, с каким фокусным
расстоянием объектива велась съемка. Напомним, что угол зрения
объектива зависит не только от фокусного расстояния, но и от размеров
кадра на пленке или активных размеров светочувствительной матрицы.
Поэтому в цифровой фотографии принято оперировать эквивалентным фокусным
расстоянием, приведенным к размеру стандартного кадра на пленке 35 мм.
Воспользуйтесь пунктом Select Lens в меню Image и выберите из списка марку цифровой камеры, которой велась съемка.

Ввод информации об объективе
Если таковая в списке отсутствует, то следует указать эквивалентное
фокусное расстояние объектива (приводится в технических данных камеры).
Причем если точного значения нет, то нужно взять ближайшее большее
число.
Для камеры с зум-объективом ситуация сложнее — придется извлечь из
JPEG-файлов информацию о фокусном расстоянии в момент съемки и
пересчитать его в эквивалент для пленки 35 мм (как это сделать,
рассказано во врезке). В случае круговой панорамы, охватывающей все
360°, можно решить проблему более простым способом. Подсчитайте число
кадров, из которых состоит панорама и подберите в списке такое фокусное
расстояние, при котором в окошке Recommended numbers оf pictures
появится это число напротив слова Landscape. Если подобранное таким
образом фокусное расстояние находится между двумя значениями из списка,
то также выбирается большее из них.
Чтобы начать работу по созданию панорамы, в меню File выберите пункт
New Workspace, затем Open Source Image, после чего откроется меню
подбора файлов.

Подбор файлов для панорамы
Для простоты рекомендуется предварительно создать папку и скопировать
в нее все файлы с кадрами панорамы. Выбрав эту папку, достаточно нажать
кнопку Select All. При работе со снимками, сделанными цифровой камерой,
галочка возле Automatically crop borders стоять не должна. В окошке
Source Files отображаются файлы в том порядке, в каком они будут
склеиваться. Если фотограф при съемке панорамы двигался по часовой
стрелке, то первый кадр должен находиться вверху списка. Поскольку
обычно цифровая камера нумерует кадры панорамы, для автоматического
размещения файлов в правильном порядке достаточно нажать кнопку Sort.
Подобрав файлы, нажмите кнопку «OK», и вы увидите расположение еще не склеенных кадров.

Несклеенные кадры в программе Photo Vista 2.0
При необходимости его можно изменить путем перетаскивания кадров.
Удостоверившись, что кадры подобраны так, как нужно, можно запустить
процесс склеивания, для чего в меню Image следует выбрать пункт Stich
Panorama. В появившемся окошке при необходимости устанавливается галочка
Full 360 Panorama для создания круговой панорамы. Склейка кадров может
занять несколько минут, ход процесса наглядно демонстрируется на
дисплее.
Полученная в результате склейки панорама отображается в отдельном
окне, где есть отдельное меню Save для записи ее в файл заданного
пользователем формата. В результате подгонки кадров друг к другу и
компенсации искажений перспективы верхний и нижний края панорамы
получаются неровными.

Панорама с «неотесанными» краями
Чтобы сделать их ровными, обратитесь к меню Panorama р Ajust
Settings, немного уменьшите значение параметра Vertical и выберите режим
подрезания краев панорамы. Границы панорамы сверху и снизу будут
отображаться красным пунктиром, их положение определяется указанным
параметром. Как будет выглядеть панорама после выравнивания краев, можно
увидеть, вызвав Panorama р Show Viewer, а обратно вернуться к
редактированию — Panorama р Show Panorama. Убедившись, что края
подрезаны так, как надо, можно сохранить панораму в одном из
поддерживаемых программой форматов.
Готовую панораму можно не только записать в файл, но и распечатать прямо из программы.

Готовая панорама
Если же вы хотите разместить панораму в Сети, но не обладаете даже
минимальными навыками в области Web-дизайна, имейте в виду, что для
пользователей Photo Vista компания MGI предоставляет специальный сервис
по публикации панорам в Интернете — достаточно лишь в меню File выбрать
Publish to VistaPoint.